4

Рассказывать о полувековой истории любви магнитогорской публики и джаза не нужно, наш слушатель знает о джазе много и не из книжек. Записи Чарли Паркера и Джона Колтрейна я нередко встречаю на полках родителей своих друзей. Тем более долгожданным и одновременно неожиданным стал приезд американского джаз-квартета «Eli Yamin blues band» с концертно-образовательной программой в наш город.

Ранним утром 7 ноября 2016 года Центр музыкального образования «Камертон» распахнул свои двери этой великолепной четверке выдающихся профессионалов. Несмотря на вечернее время концерта, гости предпочли подготовить сцену еще в начале дня, познакомиться с инструментами, освещением и акустикой зала. Имея опыт концертных выступлений в более чем 20 странах мира, они держатся доброжелательно, открыто и настроены на совместную работу. Тем временем, в фойе Центра уже собираются участники «круглого стола» с артистами — преподаватели-музыканты со всего города.

Не совсем обычный формат мастер-класса для преподавателей включил практические упражнения и беседы на самые разные темы: истоки джаза, возрастные предпочтения для обучения джазу, система музыкального образования в США, в том числе джазу, истории из педагогической и концертной практики артистов. Потрясающий «сторителлинг» от Илая Ямина (фортепиано, лидер бэнда) и Антуанетт Монтагью (вокал), открытость Дуэйна Броаднкса (ударные) и молодой задор Рассела Хола (контрабас) никого не оставили равнодушными. Из аудитории все расходились с улыбками и в предвкушении исполнительских мастер-классов, которые прошли в 11-30 (старшая возрастная категория) и в 14-30 (дети).

2

Главной целью мастер-классов Илай Ямин и его коллеги ставили раскрыть в слушателях чувство стиля посредством обучения нескольким исполнительским и импровизационным приемам и иллюстрации лекций своими любимыми джазовыми произведениями. Но, пожалуй, лучшим средством в этот день стали собственные примеры исполнителей: их мастерство, горящие глаза, преподавательский азарт и, конечно, любовь к джазу. В течение мастер-класса каждый участник получил возможность сразу же применить полученные навыки на практике и выйти на сцену с именитыми гостями. Кульминацией каждого мастер-класса стал настоящий джем-сейшн на 50-60 участников, превратившийся в огромный 10-минутный марафон, где музыканты за инструментами сменяли друг друга, вокалисты пели сольно и хором.

Все это только подогревало интерес к вечернему концерту джаз-бэнда, который собрал всех поклонников джаза Магнитогорска. В зале можно было услышать комментарии по поводу того, как давно не было подобных встреч в череде ежедневных рутинных задач, и, как жаль, что встречи такого уровня в нашем городе редкость. Но эту печаль мгновенно «смыли» первые легкие прикосновения рук лидера бэнда к роялю. О печали, как центральном переживании в блюзе, в этот день говорили много со сцены и в зале, о его особом характере, которое творит со слушателем настоящее очищение посредством искусства, о печали с улыбкой в настоящем и оптимистическом взгляде в будущее. Участники бэнда подготовили немало сюрпризов для магнитогорской публики: одним из самых ярких, конечно же, стала русская песня «Катюша» в исполнении номинантки Грэмми Антуанетт Монтагью.

3

Находкой артистов стало попурри из двух музыкальных тем о девушках, переживающих разлуку с любимыми: русской «Катюши» и американского «Сент Луис блюза» — истории, рассказанной великой Билли Холидей в середине прошлого столетия. Бесподобное исполнение номера и игра с текстом по-настоящему «взорвали зал». Но на этом сюрпризы вечера не закончились. Во время исполнения одной из композиций Илай шепотом через помощников вызвал магнитогорских музыкантов для джема в финальной композиции. На «бис» на сцене вместе с американским джаз-квартетом оказались преподаватели Центра «Камертон» — уже известные джазовые исполнители Магнитогорска: Семен Мазурок (саксофон) и Александр Маленов (гитара). А затем коллективные фото, автограф-сессия, обмен впечатлениями, долгие минуты прощания и рукопожатия — стойкости артистам не занимать. А в памяти каждого из тех, кто был в тот вечер в стенах концертного зала Центра «Камертон», этот концерт еще звучит долгим приятным блюзовым послевкусием, ведь, «говоря словами матерых джазменов: «Такой потрясающий свинг — хоть святых выноси» (с) Харуки Мураками «Джазовые портреты».

Истра Киренская.

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!